Притчи Корана


Объявления






  1. Matador

    Matador Блуждающий-модератор Команда форума

    Регистрация:
    11 окт 2011
    Сообщения:
    2.814
    Симпатии:
    5.322
    Пол:
    Мужской
    [​IMG]
    Притча или пословица – некое фантастическое изображение, формирующееся в воображении, и слушатель или зритель настолько впадает под его впечатление, предполагая, что сам находится на арене событий, находясь вблизи его. Иногда мощь изображения настолько велика, что слушатель или зритель думает, что он сам победитель на этой арене.
    Коран также излагает свои более важные вопросы в виде притчи. Притча – это один из видов коранического изложения, которое оказывает наилучшее влияние на слушателей, и считается одним из лучших возможных средств для воздействия призыва.
    Каждая из притч Корана подобно искусственным картинам изображает предполагаемые состояния, и собеседник при наблюдении красивых и некрасивых панорам сможет оценить обширность жизни человека. Притча – некий предположительный облик, указывающий на внутреннюю суть людей, и его фантастические воображения чувствует в виде одной ощутимой сути. Поэтому говорят, что притча – это уподобление неощутимого ощутимому, чтобы подумали то, что он имеет ввиду, смог воспринять посредством чувств.

    وَتِلْكَ الْأَمْثَالُ نَضْرِبُهَا لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ.
    «Таковы притчи, которые мы предлагаем людям, -- может быть, они задумаются» (Собрание 21).

    Особенности притчи.
    Как пишет Ибн Асир (умер в 637 г.л.х.) притчи имеют три особенности: преувеличение, изложение и сокращение .

    Преувеличение – это настояние в донесении значения и полное выполнение намерения. Возможно, обычная и не имеющая притчи речь не исполнит намерения и не будет понятен в донесении значения, или же будет короткой, но речь вместе со сравнением и притчей лучше и более понятно излагает намерение. К примеру, о бессмысленных деяниях неверующих приведено:

    مَّثَلُ الَّذِينَ كَفَرُواْ بِرَبِّهِمْ أَعْمَالُهُمْ كَرَمَادٍ اشْتَدَّتْ بِهِ الرِّيحُ فِي يَوْمٍ عَاصِفٍ لاَّ يَقْدِرُونَ مِمَّا كَسَبُواْ عَلَى شَيْءٍ ذَلِكَ هُوَ الضَّلاَلُ الْبَعِيدُ.
    «Притча о тех, которые не веруют: деяния их – как пепел, усилился над ним вихрь в бурный день; они не властны ни над чем, что приобрели. Это -- далёкое заблуждение» (Ибрахим 18).
    Их деяния уподоблено пеплу, являющийся лишь чем-то сгоревшим и рассеивающийся в ветреный день. В этом сравнении ясно указывает на то, как раскрывается ничтожность деяний неверующих, в то время как в обычной речи такого не предвидится. Если бы этой притчи не было в этом выражении, то цель с такой ясностью не была бы выявлена. К примеру, если бы сказал только, что «деяния неверующих – это заблуждение, то не наблюдалось бы ясность этого заблуждения. Здесь же также выявляется особенность изложения.

    Изложение при применении притчи выявляется лучше, нежели эта притча будет отсутствовать.

    Сокращение – короткая речь с обширным содержанием. Сокращение также в излагаемой речи с притчей существует в наилучшем виде, так как краткая речь, которая будет изложена с притчей, передаёт рассматриваемый вопрос в самом понятном виде.

    Виды притч в Коране.
    Притча – это речь, которая изображает внутренние качества или состояние людей или же достойных и не достойных общин, и в этом плане применил фантастические способности, но в то же время рассказывает о тех событиях, в основе которых составляет поведение людей, и при этом изображении ясно вырисовывает хорошие и плохие стороны мышления людей. Коран в этом плане достиг уровня чуда.
    Здесь мы приводим некоторые виды притчи в Коране (и по образцу из каждого вида):

    1.Умстевенные понятия, перенятые путём ощущения. Коран изображает двух типов неверующих (которые не веруют в бога и благополучие загробной жизни): во-первых, они подобны тем, кто стоит опечаленным за дверями небес, где они закрыты для них; во-вторых, приложение усилий в невозможном обстоятельстве, подобно тому, как верблюд попытается пройти через маленькое отверстие иголки:

    إِنَّ الَّذِينَ كَذَّبُواْ بِآيَاتِنَا وَاسْتَكْبَرُواْ عَنْهَا لاَ تُفَتَّحُ لَهُمْ أَبْوَابُ السَّمَاء وَلاَ يَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ حَتَّى يَلِجَ الْجَمَلُ فِي سَمِّ الْخِيَاطِ وَكَذَلِكَ نَجْزِي الْمُجْرِمِينَ .
    «Поистине, те, которые считали ложью Наши знамения и превозносились над ними, не откроются им врата неба, и не войдут они в рай, пока не войдёт верблюд в игольное ухо. Так воздаём Мы грешникам» (Преграды 40).

    2.Преобразование духовного состояния. Тех, для кого сформированы основы познания, но они отвернулись от них, Коран изображает на подобии тех, для кого не выявляются никаких основ для наставления, и в результате они проводят печальную и тяжёлую жизнь:

    وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ الَّذِيَ آتَيْنَاهُ آيَاتِنَا فَانسَلَخَ مِنْهَا فَأَتْبَعَهُ الشَّيْطَانُ فَكَانَ مِنَ الْغَاوِينَ * وَلَوْ شِئْنَا لَرَفَعْنَاهُ بِهَا وَلَـكِنَّهُ أَخْلَدَ إِلَى الأَرْضِ وَاتَّبَعَ هَوَاهُ فَمَثَلُهُ كَمَثَلِ الْكَلْبِ إِن تَحْمِلْ عَلَيْهِ يَلْهَثْ أَوْ تَتْرُكْهُ يَلْهَث ذَّلِكَ مَثَلُ الْقَوْمِ الَّذِينَ كَذَّبُواْ بِآيَاتِنَا فَاقْصُصِ الْقَصَصَ لَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ.
    «Прочитай им весть о том, кому Мы дали Наши знамения, а он ускользнул от них. И сделал его своим последователем сатана, и был он из заблудших. А если бы Мы пожелали, то возвысили бы его имя. Но он приник к земле и последовал за своей страстью, и подобен он собаке: если бросишься на неё, высовывает язык и, если оставишь её, высовывает. Это – притча о людях, которые считали ложью Наши знамения. Рассказывай же рассказом, -- может быть они размыслят!» (Преграды 175-176).

    3.Изображение человеческих образцов. В Коране представлены образцы человеческих качеств. К примеру, упрямых людей, которые имеют бессмысленные намерения и без какого-либо мышления противостоят истине, Коран изображает так:

    وَلَوْ فَتَحْنَا عَلَيْهِم بَاباً مِّنَ السَّمَاءِ فَظَلُّواْ فِيهِ يَعْرُجُونَ * لَقَالُواْ إِنَّمَا سُكِّرَتْ أَبْصَارُنَا بَلْ نَحْنُ قَوْمٌ مَّسْحُورُونَ.
    «И если бы Мы открыли им врата неба и стали бы они там подниматься, то сказали бы они: «Наши взоры опьянены, мы – люди очарованные!» (Ал-хиджр 14-15).

    4.Изображение происходящих событий. Кроме изображения понятий, состояний и личностей, в Коране также изображены события и битвы. Тут же хорошо показаны реальные действия событий, из числа которых можно назвать битву Ахзаб, где ясно показаны абсолютная победа мусульман, позорное поражение язычников, все внешние и внутренние действия людей и групп. Все эти события и его последствия можно наблюдать и почувствовать вблизи: «О, вы, которые уверовали! Вспомните милость Аллаха вам, когда пришли к вам войска, и Мы послали на них ветер и войска, которых вы не видели. Аллах видит то, что вы делаете! Вот пришли они к вам и сверху и снизу вас, и вот взоры ваши смутились, и сердца дошли до гортани, и стали вы думать об Аллахе разные мысли. Там испытаны были верующие и потрясены сильным потрясением! И вот говорили лицемеры и те, в сердцах которых болезнь: «То, что обещал нам Аллах и его посланник, только обман!» И вот сказал один отряд из них:

    يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اذْكُرُوا نِعْمَةَ اللَّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ جَاءتْكُمْ جُنُودٌ فَأَرْسَلْنَا عَلَيْهِمْ رِيحاً وَجُنُوداً لَّمْ تَرَوْهَا وَكَانَ اللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيراً * إِذْ جَاؤُوكُم مِّن فَوْقِكُمْ وَمِنْ أَسْفَلَ مِنكُمْ وَإِذْ زَاغَتْ الْأَبْصَارُ وَبَلَغَتِ الْقُلُوبُ الْحَنَاجِرَ وَتَظُنُّونَ بِاللَّهِ الظُّنُونَا * هُنَالِكَ ابْتُلِيَ الْمُؤْمِنُونَ وَزُلْزِلُوا زِلْزَالاً شَدِيداً * وَإِذْ يَقُولُ الْمُنَافِقُونَ وَالَّذِينَ فِي قُلُوبِهِم مَّرَضٌ مَّا وَعَدَنَا اللَّهُ وَرَسُولُهُ إِلَّا غُرُوراً * وَإِذْ قَالَت طَّائِفَةٌ مِّنْهُمْ يَا أَهْلَ يَثْرِبَ لَا مُقَامَ لَكُمْ فَارْجِعُوا وَيَسْتَأْذِنُ فَرِيقٌ مِّنْهُمُ النَّبِيَّ يَقُولُونَ إِنَّ بُيُوتَنَا عَوْرَةٌ وَمَا هِيَ بِعَوْرَةٍ إِن يُرِيدُونَ إِلَّا فِرَاراً.
    «О, жители Йасриба! Не годится стоять вам, вернитесь!» А другой отряд из них просил пророка, говоря: «Дома наши – обнажены». Но не были они обнажены. Они только хотели бежать» (Сонмы, 9-13).

    5.Изображение сущностных свойств. Одна из видов притчей в Коране – изображение тех вещественных свойств, которые имеют внешнее существование, и в кораническом изображении показано плохое и хорошее с их положительным и отрицательным влиянием. К примеру, о мирской жизни и её уничтожении приведено:

    وَاضْرِبْ لَهُم مَّثَلَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا كَمَاء أَنزَلْنَاهُ مِنَ السَّمَاءِ فَاخْتَلَطَ بِهِ نَبَاتُ الْأَرْضِ فَأَصْبَحَ هَشِيماً تَذْرُوهُ الرِّيَاحُ وَكَانَ اللَّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ مُّقْتَدِراً .
    «Приведём Мы притчу о жизни здешней, -- она точно вода, которую низвели Мы с неба: смешались с нею растения земли, и стала она сухим сором, который развеивают ветры. Аллах над всякой вещью мощен!» (Пещера, 45). Жизнь в этом мире уподобил оживляющему дождю, который становится причиной оживления земли, цветения растений и озеленения поверхности земли, но, в конце концов, всё это высохнет и исчезнет. Представьте себе проливной дождь, который в определённых пределах вызывает довольство и влечёт за собой цветение растений и оживление поверхности земли, но в конце растения вянут и рассыпаются, становятся жертвой дующего ветра и уничтожаются в пространстве.

    6.Изображение повествований, приводимые как пословицы. Из числа изображённых повествований в Коране – это те повествования, которые приведены в виде пословицы. К примеру, это повествование: «Мы испытали их так, как испытали владельцев сада, когда те поклялись, что непременно срежут его наутро, и не сделали оговорки. И обошёл его обходящий от твоего Господа, а они спали. И наутро был он точно срезан. И кричали они один другому утром: «Пойдём же на ваш сбор, если вы собираетесь срезать!» И двинулись они, переговариваясь потихоньку: «Пусть не входит сегодня к вам бедняк». И пошли они утром, рассчитывая не пускать. Когда же увидели его, сказали: «Поистине, мы сбились с пути! Даже мы лишены!» И сказал средний из них: «Разве не говорил я вам: «Что бы то вам восхвалить?» Они сказали: «Хвала господу нашему! Мы были обидчиками!» И стали одни из них других упрекать; говорили они: «Горе нам! Мы были злодеями! Может быть, Господь наш заменит его нам лучшим. Мы ведь к Господу вашему устремляемся!» Таково наказание! А ведь наказание последней жизни ещё больше, когда бы они знали!» (Письменная трость 17-33)

    В этом изображении описываются несколько образцов различных состояний:
    -состояние бессмысленной самоуверенности, где не замечали Бога;
    -состояние себялюбия, где лишают чего-то других;
    -состояние самонадеянности, где полагается лишь на свои силы;
    -состояние подавленности и печали, где видит себя ничтожным и подавленным;
    -состояние униженности и обращения в сторону Бога.

    Пословицы Корана.
    Пословицы в Коране делятся на три вида:

    1.Те пословицы, которые изображены при применении фантастических способностей, внутренних качеств и состояний достойных и недостойных людей и общин. Этот вид пословиц называют притчами, где ранее мы уже более подробно обсуждали эту тему.

    2.Те пословицы, которые применены для изложения судьбы прошлых общин и событий жизни людей полных взлётов и падений для назидания. Эти пословицы взяты из реальных событий, а не фантастических, например: «Аллах привёл притчей для тех, которые не веровали, жену Нуха и жену Лута. Обе были за рабами из Наших рабов праведными, и обе изменили им. Но ни в чём не избавили они себя от Аллаха, и сказано было: «Войдите в огонь вместе с входящими!» И приводит Аллах притчей для тех, которые уверовали, жену Фир’ауна. Вот она сказала: «Господи! Сооруди мне у Себя дом в раю, и спаси меня от Фир’ауна и его дела, и спаси меня от народа неправедного!» …И Марйам, дочь Имрана, которая сберегла свои члены, и Мы вдунули в неё от Нашего духа. И она сочла истиной слова Господа и Его писания и была из числа благочестивых» (Запрещение 10-12).
    В этих аятах Бог для примера упоминает о двух недостойных и двух достойных женщинах, чтобы это было предупреждением для тех, кто думает, что человек – последователь мнения окружающего его общества, и в мышлении и поведении подчиняется общественному строю, в то время как это неправильно и то, что делает человек, это лишь его решение

    3.Приведение коротких выражений, где в каждом из них есть рассказ. Этот вид пословицы встречается в языках любой народности. Коран не использовал ни одну распространённую арабскую притчу, а, наоборот, среди арабов распространились коранические притчи. Используемые с Корана притчи делятся на два вида: прямые и косвенные. Здесь мы приведём лишь некоторые образцы этих притчей:

    1. «Но злое ухищрение окружает только обладателей его» (Творец 43) (Не рой другому яму, сам в неё попадёшь);

    2. «Если вы творите добро, то вы творите для самих себя, а если творите зла, то для себя же» (Перенес ночью, 7);

    3. «что человеку – лишь то, в чём он усердствовал» (Звезда, 39) (Что посеешь, то и пожнёшь);

    4. «…и не понесёт носящая ношу другой…» (Скот, 164);

    5. «У вас -- ваша вера, и у меня – своя вера!» (Неверующие,6) (На вкус и цвет товарищей нет);

    6. «Всякая группа радуется тому, что у неё»(Румы 32) ;

    7. «Мерзкие (женщины) – мерзким (мужчинам), и мерзкие (мужчины) – мерзким (женщинам), и хорошие (женщины) – хорошим (мужчинам), и хорошие (мужчины) – хорошим (женщинам) (Свет,26);

    8. «Но обязанности посланника – только сообщение» (Трапеза 99) ;

    9. «И воздаяние зла – зло, подобное ему» (Совет 40) (Каков привет, таков ответ);

    10. «И те, которые, тратя, не расточительствуют и не скупятся, а бывают между этим ровны»(Различение, 67) , «И не делай твою руку привязанной к шее и не расширяй её всем расширением, чтобы не остаться тебе порицаемым, жалким» (Перенес ночью 29);

    11. «И вот сказал Ибрахим: «Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь мёртвых». Он сказал: «А разве ты не уверовал?» Тот сказал: «Да! Но чтобы сердце моё успокоилось» (Корова 260);

    12. «Кто выселяется по пути Аллаха, тот найдёт на земле обильное убежище и простор» (Женщины 100).


    PS. Желающие могут подобрать известные пословицы к перечисленным аятам:)

    Похожие темы на форуме:
    [​IMG]
    Если мы считаем себя верующими людьми, то непременно стараемся в каждом своем деянии проявлять искренность для получения довольства Всевышнего Создателя. Думаю, все вы знаете, что основной формулой для постижения каких-либо духовных высот является периодическое употребление выражения "БисмиЛЛАХи-рРаХМанир-РаХийМ", перевод которого думаю все вы знаете. Но со своей стороны хотелось обратить внимание на некоторые интересные аспекты этого выражения.

    [​IMG]
    Арифметика нравственности. Всем нам известно. что человек -- существо. умеющее думать. Поэтому. предлагаю обсудить. на мой взгляд. немного новую тему и призадуматься. а стоит ли это обсуждать? Меня этот вопрос волнует уже давно и уже успел сделать некоторые выводы. которые я постараюсь выложить позднее. так как прежде хотелось бы узнать ВАШЕ мнение:).
    [​IMG]
    Спокойствие – благодать для человека.
    Материальный мир человека всегда был примечателен тем, что в нём он сталкивался и сталкивается с различными проблемами, при разрешении которых он старался получить какую-то выгоду. Но порой извлечение выгоды одним человеком наносит значительный урон другому человеку или определённому кругу людей.
    Sakina и Amira нравится это.
  2. Adv Статус

    Реклама



Поделиться этой страницей